Единение

    Различные расколы и разделения, происходящие порой в среде православных, это большая беда, и Церковь не перестаёт молиться о преодолении этих расколов и восстановлении единства. Недавно состоялся визит в Москву митрополита Лавра, главы Русской Православной Зарубежной Церкви. Вместе с патриархом Алексием II главой РПЦ и другими иерархами была достигнута договорённость о постепенном сближении обеих Церквей. Можно надеяться, что со временем произойдёт и полное воссоединение наших двух Церквей. Чтобы понять историческое значение этого события, нужно знать при каких обстоятельствах произошёл этот раскол.
На эту тему мы беседуем с нашим земляком Виктором Кульченко, который не так давно был прихожанином одного из приходов Русской Православной Церкви зарубежной юрисдикции в Подмосковье. Оказался он там почти случайно. Отправился на подмосковные стройки на заработки, как это сейчас делают многие. Но этим строительством руководили потомки белогвардейских эмигрантов, которые после свержения коммунистического режима вернулись на Родину и организовали в Подмосковье небольшое производство деревянных срубов. Все они принадлежали к зарубежной Церкви и организовали в Подмосковье её приход.
Виктор Кульченко рассказывает, что разделение в нашей православной Церкви произошло после гражданской войны. Тогда после невиданных гонений на Церковь, после братоубийства, после того, как миллионы русских людей оказались в изгнании, перед этими изгнанниками встала проблема, как организовывать свою церковную жизнь. Патриарх Московский Тихон был арестован чекистами. После его кончины патриарший престол долгое время не был никем занят. В среде эмиграции не могли согласиться с позицией тех иерархов русскрй церкви, которые пошли на сотрудничество с советской властью, которую белогвардейцы не без оснований считали безбожной.
И в этих условиях те иерархи русской Церкви, которые оказались в эмиграции, собрались в Югославии в городе Карловице и создали собственное церковное руководство. Так и произошёл этот раскол, который называют иногда Карловицким. Понятно, что причины этого раскола кроются не в религиозных разногласиях, а в политических. В области вероучения, догматики, богослужения зарубежная церковь практически ничем не отличалась от РПЦ. Камнем преткновения стал вопрос о сотрудничестве с советской властью.
Но если взглянуть на эту проблему непредвзято, нельзя не признать, что у тех иерархов русской Церкви, которые остались в захваченной большевиками России не было другого выбора, чтобы сохранить хоть какую то церковную жизнь. Не сотрудничающих с собой священнослужителей тоталитарная власть не потерпела бы. И здесь православная церковь оказалась перед тем же выбором, перед которым она оказывалась в самые первые века своего существования в эпоху, когда она подвергалась гонениям со стороны языческих императоров Древнего Рима. Не случайно современных безбожников часто называют новыми язычниками.
Во всяком случае после падения большевистского режима, причины Карловицкого раскола отошли в область истории. И пришло время, возникли условия для того, чтобы две русские православные церкви смогли воссоединиться.
В прошлом году делегация Русской Православной Зарубежной Церкви участвовала в торжествах по случаю столетия канонизации Серафима Саровского. Как хорошо известно, этот святой ещё в середине XIX века предсказал и приход безбожной власти в России и гонения, которым будет подвергнута Церковь, и падение безбожной власти и прекращение гонений. Император Николай II принявший вместе с домочадцами мученическую смерть от рук безбожников прекрасно знал это пророчество. Незадолго до своей гибели он оставил послание всем своим сторонникам. В этом послании он призывал всех русских людей не мстить за убийство императора, которое он уже тогда предчуствовал. Николай II стремился сделать всё, что было в его силах, чтобы создать условия для прекращения той братоубийственной войны и ненависти, которую развязали в нашей стране безбожники.
И в этом смысле преодоление карловицкого раскола это не только внутрицерковное событие. Это событие имеет историческое значение для всей России, ибо его по праву можно расценивать как окончательное прекращение той гражданской войны, которая расколола не только Церковь, но и всё общество, всю страну. Ведь никаких юридических документов о её окончании не существует, а те массове репрессии, которые унесли миллионы жизней в годы советской власти, можно рассматривать как продолжение братоубийственной гражданской войны.
Будем же надеяться, что трагические события XX века послужат назидательным уроком для всех людей доброй воли.

Сергей Баранов.

Вернуться в раздел Статьи...



e-mail:efremov-town@yandex.ru
2004, on_air, NickAS, Helen, Dobar Dan
Hosted by uCoz