30.09.2004

Из глубины веков

Россия побеждала, когда прекращала распри.

    ТУЛА, 18 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Валерий Руденко/. Минутой молчания открылся на историческом Куликовом поле гражданский митинг, посвященный годовщине победы войска Дмитрия Донского над полчищами Мамая в битве 1380 года и Дню воинской славы России.
    "И сошлися грозно оба великих войска, крепко сражались, жестоко друг друга уничтожали. Не только от оружия, но и от великой тесноты под конскими ногами умирали, потому что нельзя было вместиться на том поле Куликовом...", - так летопись описывает кровавую битву, в которой с обеих сторон участвовало более 300 тыс.человек.
    Эпизоды средневекового сражения воскресили для тысяч собравшихся на Куликовом Поле жителей Тульской и соседних областей участники проходящего здесь в эти дни Международного военно-исторического фестиваля, а современный бой показали зрителям воины-десантники.
    Праздник на Куликовом поле продолжается. Шумит большая Краснохолмская ярмарка, выступают профессиональные и самодеятельные артисты, на "Поляне мастеров" разложили свой товар участники выставки-конкурса художественного и декоративно-прикладного творчества "Ратные поля России в народном искусстве".

    В такой же сентябрьский день 1380 года на Куликовом поле между реками Непрядвой, Доном и Мечёю произошло одно из самых огромных сражений эпохи Средневековья. Сегодня некоторые политики предлагают именно годовщину Куликовской битвы праздновать как День независимости России. Хотя даже школьникам должно быть известно, что победа князя Дмитрия Донского над золотоордынским ханом Мамаем не принесла независимости Руси. Всего лишь спустя несколько лет пришло под стены Москвы другое татарское войско во главе с ханом Тохтамышем. И Тохтамышу блестяще удалась дипломатическая хитрость. Князь Дмитрий отправился во Владимир и Суздаль за подмогой. Лучшие русские ратники полегли на Куликовом поле, а московские горожане поверили обещаниям Тохтамыша. Дескать, он пришёл воевать не с ними, а с князем. И москвичи сами открыли ворота тогда ещё белокаменного кремля Тохтамышу. А он отдал Москву на разграбление своим нукерам. И Русь платила дань Орде ещё ровно 100 лет и после победы на Куликовм поле до 1480 года, когда вновь сошлись по разные берега реки Угры русские и татары. Но и спустя 100 лет помнили татары о страшном разгроме в Куликовской битве и так и не решились переправиться на другой берег Угры. И в итоге в 1480 году Московское княжество стало, наконец, независимым. Татары ушли, так и не решившись начать сражение, и дань им больше не платили.
    Иногда говорят, что на городе Москве лежит исторический грех. До татаро-монгольского нашествия XIII века Москва была маленьким городком, почти посёлком. Тула упоминается в летописи на год раньше Москвы. После татарских набегов многие города пришли в упадок, потеряли прежнее значение. Киев и многие другие западные области отошли к Польше или Литве. Рязань заново была отстроена вообще уже на другом месте. Только Новгородская купеческая республика не претерпела ни одного татарского нашествия. Не раз и не два многие города северо-западной Руси пытались поднять восстания против татар. Но восстания жестоко подавлялись. И золотоордынские ханы умело использовали междоусобные распри между самими русскими. Именно хан Золотой Орды решал, кому из князей-рюриковичей дать "ярлык на Великое княжение". Как писал А. К. Толстой: "Что день, то брат на брата в Орду несёт навет. Глядишь, земля богата, порядка ж вовсе нет".
    И вот внук Александра Невского и дед Дмитрия Донского московский князь Иван Калита получил этот самый "ярлык на великое княжение". И сам собирал дань для татар со всей Руси. Чтобы татары были довольны, дани надо было собирать много. Так и стала расти и укрепляться до того безвестная Москва. Росла и крепла она, прежде всего как насос по выкачиванию из страны денег, людских и материальных ресурсов.
    И так, скопив за долгие десятилетия большие средства, уже при князе Дмитрии сумели москвичи белокаменный кремль выстроить. Весьма дорогое по тем временам мероприятие. До того, как сразиться с Мамаем, много сил и средств потратили московские князья на борьбу с князьями других русских городов. Особенно упорная конкуренция тогда шла между Москвой и Тверью. Но когда решился Дмитрий созвать всех русских на битву с Мамаем, и тверской князь Михаил привёл свои войска в Коломну, не смотря на прежние обиды от москвичей. И даже вольнолюбивые новгородцы прислали ратников под начало Дмитрия.
    А сбор русского войска происходил именно в Коломне не случайно. Коломна находилась вблизи от Рязанского княжества. А рязанский князь Олег готов был сражаться на стороне татар, он не желал признавать верховенство Москвы. Но, узнав от своих лазутчиков, какая сила собирается в Коломне, Олег Рязанский остался нейтральным и не принял участия в сражении ни на той, ни на другой стороне.
    Подобно тому, как на Руси князем мог быть только человек из рода рюриковичей, так и в Орде законными ханами признавали только потомков Чингис-хана чингизидов. А Мамай не был чингизидом, престол ханский захватил вероломством, убив законного хана. Поэтому даже не все татары поддерживали Мамая. И Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на эту битву именно потому, что хан Мамай был узурпатором, чья власть была, как бы сегодня сказали нелегитимной.
    Князь Дмитрий во время сражения применил тактическую хитрость. Отборные лучшие войска были спрятаны в дубраве в Засадном полку. Был ещё и Запасной полк, который находился на виду у татар. И поначалу в битве татары одерживали верх. И думали они, что уже все резервы у русских кончились, и русские уже почти истреблены и бегут. И когда в это время из дубравы в тыл татарам ударила русская отборная конница, у татар началась паника. Оказалось, что русских гораздо больше, чем они предполагали. И лучшие русские ратники, сохранив свежие силы, перетянули чашу весов на нашу сторону. Ордынцы обратились в бегство. А русские бросились за ними в погоню. Летописец сообщает: "При погоне той одни татары пали от оружия... другие же утопли в реке. И гнали их до Мечи реки, и там бежавших было убито бесчисленное множество. 40 вёрст от Непрядвы до Мечи была черна земля под копытами, а поля костями усеяны и политы кровью..."
    С одной стороны непростой вопрос о "грехе Москвы", возвысившейся над другими русскими городами, именно за счёт собирания дани для Золотой Орды теребит душу. Ведь и сегодня Москва выглядит как, купающийся в роскоши паразит, питающийся соками со всей страны. Но с другой стороны, свои исторические победы Россия одерживала только, когда умела преодолеть внутренние распри. А значит, кому-то надо было смирить гордыню, признать над собой верховенство другого, пусть даже и тогда, когда его моральное право на верховенство вызывает сомнения. Ведь борьба между русскими за власть может продолжаться бесконечно, если сами не образумимся. А врагам России только того и надо. Чтобы не было среди нас единства, чтобы русский русскому был врагом, чтобы никогда не кончались на Руси междоусобицы и гражданские войны.

Сергей Баранов.
историк.

Вернуться в раздел Новости...



e-mail:efremov-town@yandex.ru
2004, on_air, NickAS, Helen, Dobar Dan
Hosted by uCoz